Скорочтение{10}
Итак, скажу сразу, что быстро читать умею. Также когда-то скорочитал, но забросил это дело.
Теперь подробнее.
Курсы я проходил в школе Олега Андреева лет 7 назад (вел его сын). Занятия построены таким образом, что в любом случае вы получите положительный результат (хотя бы на бумаге). Есть упражнения полезные, есть не очень. Например, не возвращаться к прочитанному – т.е. заранее надо настраиваться и читать внимательно и “сурьезно”, а не мусоля по десять раз каждую строчку. Избавление от проговаривания – не очень хорошая вещь. Я избавлялся. Потом вернулся.
Скорочтение может помочь тем, кому надо ежедневно просматривать (именно просматривать, а не вчитываться и вникать) в большой объем информации (например, периодика). Я же довольно много читаю психологической и художественной литературы (стихи вообще не лезут в скорочтение, т.к. там ритм и рифма очень многое определяют). В психологической мне нравится обдумывать предпосылки и выводы, останавливаться, мысленно пересказывать собственными словами, находить аналогии в жизни и параллели с другими книгами и приемами, делать заметки на полях. В художественной нравится посмаковать произношение слов, удачных художественных оборотов.
Помню, как только обучился скорочтению, за неделю прочитал всего Кастанеду. Ну да, впечатления у меня остались, но не думаю, что из книг я вынес то, что мог бы вынести. За полчаса прочитывал какие-то художественные фэнтезийные книги, но теперь мало о них что вспомню. Скорее это все было для галочки. В данный момент читаю более вдумчиво.
Но более вдумчивое чтение не означает, что надо каждое слово читать по слогам. Есть приемы, которые позволяют увеличить скорость чтения, не убирая проговаривание. Вот основной прием, которым я периодически пользуюсь: время от времени переворачивайте книгу вверх ногами и так читайте. Например, одну страницу вверх ногами, две страницы в нормальном положении. Сначала вверх ногами будет читать довольно тяжело, вы вспомните младшие классы и чтение по слогам, но со временем вы научитесь схватывать все слово целиком, а когда будете переворачивать книгу, ваша скорость вас самих удивит.
Также уделяйте время осмыслению прочитанного. Человеческий мозг устроен так, что он забывает то, что не повторяет. В одной из будущих записей я расскажу хорошую методику повторения. Но пока просто после чтения (или перед сном) выберите время и прокрутите в голове основные мысли и выводы от прочитанного. Это позволит намного больше запомнить.
Существует еще множество приемов, но если освоите эти два, то эффективность от чтения очень и очень повысится.
Есть много книг понять которые можно просто просмотрев их. Есть книги, которые нужно прочитать и осмыслить. И содержание лишь немногих книг необходимо прожевать и переварить
Все верно. Нужно отдавать себе отчет, что ты читаешь и для чего это делаешь. Но по собственному опыту знаю, что если берешь книгу, которую прочитал и переварил год назад, то при повторном прочтении открываешь тааак много нового, как будто и не читал. Поэтому стоит иметь несколько жемчужин, которые вдохновляют тебя и ты перечитываешь их с удовольствием!
Андрей, поделись своими жемчужинами? =)
Я тоже недавно прошла 1 ступень школы О. Андреева “Доминанта” и хочу дополнить Ваши умозаклчения. Действительно, 1 ступень направлена на чтнение начно-популярной, технической литературы, ив т.ч. нормтивных актов и инструкций. Даже учитыва тот факт, что я филолог и умею п-ином работать с текстом, нежели читатль-обыватель, могу сказать, что немало интересного узнала из курса: аутотренировки, коцентрация, а также веселые стереотаблицы)) для чтения художественной литературы разработана 2 ступень “Сатори” – когда слово превращаетс в образ… надеюсь, что мне удастся пройти и ее) удачи нам в самосовершенствовании
Действительно, есть много полезных упражнений и техник; но некоторые все-таки мне не нравятся. Да, слышал про остальные ступени, но проходить все-таки не буду. Тут уже дело личного предпочтения. В последнее время я стал более серьезно относиться именно к словам и их звучанию, как средству конструирования реальности (особо не заморачивайтесь – просто мы есть то, что мы говорим). Как известно “В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было Богом”. Поэтому избавляться от проговаривания не хочу.
От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.
Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
А я к сожалению прошла курсы скорочтения (Киев) и к своему сожалению так и не научилась((((( Видимо сказалась профессиональная деградация (много читаю нормативных актов. приходится постоянно вдумываться).
…мне как-то хотелось освоить скорочтение…
а потом я поняла, что лично мне это не нужно – читаю я и так оочень быстро, из-за этого иногда бываю недовольна, что не успеваю ощутить должным образом “вкус” того, что читаю..посмаковать и насладиться…
да и при таком чтении информация похоже, остается только в краткосрочной памяти – очень уж быстро всё выветривается из головы))
как все просто! =) тем более мне уже приходилось читать перевернутый текст – надо будет потренироваться еще. и пересказывание – хорошая методика! 🙂
Пересказывание – отличная методика, которая позволяет развивать память и речь. Вот только побудить себя заниматься этой методикой не всегда получается )